«Prey» — один из самых многострадальных франчайзов игровой индустрии. Первая часть серии начала разрабатываться в бородатом 1995 году и вышла в 2006 после череды переделок. Вслед за этим было анонсировано прямое продолжение, однако Prey 2 не суждено было увидеть свет — после покупки компанией Bethesda, сиквел полностью изменил концепцию, а затем и вовсе пропал с радаров. Вскоре последовала информация об отмене игры, а затем проект передали в руки создателей Dishonored — Arkane Studios. Казалось бы, после столь мучительной разработки не может получиться ничего хорошего. Но Arkane выдали шедевр.
Альтернативная вселенная, 2032 год. Кеннеди выжил после покушения, человечество ступило в активное освоение космоса. Советский спутник «Ворон-1» сталкивается в космосе с неизвестным объектом. Прибывшие на место инцидента инженеры были убиты. СССР обратился за помощью к США. Две сверхдержавы объединяются перед лицом инопланетной угрозы и кладут конец Холодной войне. Совместными усилиями страны смогли создать «Клетку» — космическую станцию, предназначенную для изучения пришельцев.
Однако с годами, поглощённые земными проблемами люди отворачиваются от космоса, «Клетка» переходит во власть корпорации «ТранСтар» и преобразуется в гигантскую исследовательскую станцию «Талос-1».
Вы — Морган Ю: вице-президент «ТранСтар» и одно из главных лиц проекта.
При вашем участии были разработаны «Нейромоды» — устройства, меняющие структуру мозга и способные вывести человечество на новую ступень эволюции. Под вашим руководством начинается разработка нейромодов пришельцев, которые дадут землянам сверхъестественные способности. Однако в один прекрасный день названые «Тифонами» инопланетяне вырываются на свободу.
Ваша задача — остановить их.
«Талос-1» шикарен. Не смотря на не самую технологичную графику, Prey совокупляет глаза великолепным дизайном и проработкой уровней. Локаций много, они огромны, таят множество секретов и непохожи друг на друга. При этом, в них сложно заблудиться — даже если вы не нашли ключа от заветной двери, всегда можно найти обходной путь, взломать кодовый замок или пролезть по вентиляции. Ближе ко второй половине игры вы будете расхаживать по «Талосу» как по своему дому.
Территория станции открыта для исследования. Правда, в некоторые её участки можно попасть лишь по сюжету, а в другие — проявив находчивость. Так или иначе, никто не ведёт игрока за ручку: излюбленный приём Arkane — закрыть вас в одном хитропостроенном помещении вместе с тифонами, широким набором возможностей и собственной фантазией. Игра всячески поощряет находчивого геймера — в самых неожиданных и труднодоступных местах могут быть припрятаны сокровища в виде нескольких нейромодов и банки огурцов.
То же самое относится и к боевой системе. Сравнительно небольшой арсенал огнестрельного оружия компенсируется внушительным набором гранат, способностями тифонов и возможностью задействовать в бою элементы окружения. От врагов можно спрятаться, поджечь разлитое по полу горючее, закидать до смерти мусором, и обездвижить при помощи гипс-пушки, чтобы затем забить разводным ключом.
Также можно взламывать турели и некоторые виды противников. Учитывая зловредность некоторых тварей — весьма полезный навык.
Местный бестиарий не может поразить большим разнообразием, но берёт своё качеством проработки. Каждый вид тифонов требует к себе индивидуального подхода: так, мимики могут принимать форму любого некрупного предмета, а затем атаковать из засады, телепаты берут под контроль людей, а технопаты — технику.
Врагов можно изучать при помощи сканера — и обучаться их умениям. Мало где можно притвориться кружкой, овладеть телекинезом и регенерацией Росомахи одновременно.
Правда, частое применение способностей инопланетян не сулит ничего хорошего: со временем Морган начнёт становиться одним из Тифонов, персонажи начнут относиться к нему с осторожностью, а автоматизированные системы защиты и вовсе церемониться не станут — пальнут пару раз, для гарантии.
Атмосферные декорации, вариативность прохождения и множество игровых возможностей сами по себе заслуживают высокой оценки, но всё это лишь самоцветы в короне повествования.
Prey поднимает главный вопрос человечества и задаёт его игроку — «Кто вы, Мистер Ю?». Вашим ответом на вопрос послужит стиль прохождения и принимаемые по ходу дела решения — порой непривычно тонкие и неочевидные, но всегда по-жизненному логичные. Сюжет становится вашей личной историей, где любой выбор важен и непременно найдет свое отражение в финале.
Каким бы ни был исход вашего приключения, финальный твист подчёркивает жирной чертой магистральную тему: «Кто ты <username>?»
Спойлеры! Концовки
В Prey три концовки, каждая из которых может отличаться мелкими деталями.
В сцене после титров, игрок оказывается в одном помещении с четырьмя операторами и Алексом. Оказывается, главный герой — тифон с воспоминаниями Моргана, а все события игры — симуляция. Принимаемые решения напрямую влияют на концовку.
Ключевые выборы:
- Спасти или убить заключённого в лаборатории психотроники
- Спасение доктора Игве
- Помочь или проигнорировать просьбу выживших в грузовом отсеке
- Спасение тех же выживших, когда их попытается убить Даль
- Помочь ли Екатерине Ильюшиной
После разговора с Алексом появится возможность всех убить или же снова стать человеком.
Если установить много нейромодов пришельцев, убежать со станции или не помогать выжившим — будет одна из плохих концовок.
Вердикт
Prey 2017 года не имеет со своим предшественником ничего общего.
Перед нами умная, целостная и нетривиальная игра, которой суждено с годами стать классикой.
Достоинства:
+ Атмосфера
+ Дизайн уровней и врагов
+ Смелые геймплейные решения
+ Нелинейность
+ Музыка Мика Гордона
+ Сюжет, достойный "твёрдой НФ"
Недостатки:
- Многих игроков может не устроить, что их не ведут по сюжету за руку
- Красивая, но не самая технологичная графика