Рецензия на самую противоречивую игру последних лет.
Ещё до выхода Cyberpunk 2077 завоевала толпы поклонников. А после выхода — хейтеров. Одни игру превозносят и поют дифирамбы, другие считают главным провалом последних лет и последним гвоздем в крышку 2020-го.
Истина где-то посередине. Ниже я попытаюсь разобрать, что же из себя представляет игра CD Projekt RED.
Вырезанный контент и нереализованный потенциал
Давайте определимся сразу: Cyberpunk 2077 — игра нереальная. Разработчики бросили вызов сами себе и создали проект невероятных с точки зрения человеческих ресурсов масштабов. Но в процессе они надорвались, и сейчас «Киберпанк» явно не соответствует своей же задумке.
И это заметно не только по багам. Хотя сама по себе игра может предложить контента больше, чем на сотню часов, в ней тут и там видны следы ножниц. Замечается просто: закрытых дверей больше отрытых, некоторые квесты оканчиваются на самом интересном моменте, а большинство уникальных интерьеров доступны не более одного раза.
Есть ощущение, что во всех этих кафе, борделях и клубах изначально должно было быть больше интерактива, но разработчики не успели, и потому свели присутствие в них игрока до одного раза.
А меж тем, интерактива игре не хватает. Помните различные мини-игры вроде тенниса или покера в GTA V и Red Dead Redemption 2? А анимированный приём пищи оттуда же? Всё это сделано не только для развлечения, но и для придания виртуальному миру объёма и достоверности. Благодаря интерактивности окружения разработчики снижают планку неверия, а игрок больше погружается в мир и лучше ассоциирует себя с игровым персонажем. Cyberpunk 2077 пытается походить на GTA, но всего этого в игре нет.
И это важно, ведь лучшего Cyberpunk 2077 можно охарактеризовать как «Immersive Sim в открытом мире» — симулятор погружения в роль. Что-то вроде более масштабного Prey. Подобные механики очень нужны «Киберпанку» и есть ощущение, что их просто не успели доделать.
Игровой процесс
Раз есть определение жанра, то поляков стоит попинать и за халатность его исполнения. Дело вот в чём: разработчики придумали для игроков множество способов подстраивать геймплей под себя и проходить миссии разными способами, но сама игра не принуждает к разнообразию — только в «Заказах» иногда просят действовать скрытно. В остальных случаях, не считая постановочных миссий, проще всего действовать в лоб.
Немалую роль в этом сыграло отсутствие какого-либо баланса. Шутка ли, но интересный и проработанный финальный босс занял у меня примерно 30 секунд на высоком уровне сложности — и то, лишь потому, что я решил не убивать его сразу. Некоторые виды оружия столь дисбалансы, что ломают всю постановку.
Сюжет
А она хороша. Сюжетная компания Cyberpunk 2077 по постановке не уступает лучшим линейным играм, эмоциональна на уровне «Ведьмака» и почти также трагична, как RDR 2. Жаль, что она скоротечна и довольно линейна: проходится от силы за 20 часов, а почти все выборы ни на что не влияют.
Благо, побочные квесты способны растянуть удовольствие.
Побочные квесты
С квестами всё очень просто — игру делали авторы «Ведьмака». Это небольшие, но креативные и часто очень красивые истории с уникальными игровыми механиками: езда на танке, подводное плавание и гонки в песчаной буре — лишь малая часть из того, что для вас приготовили.
Отдельная песня — заказы. Это небольшие просьбы от местных авторитетов, которые сводятся к «убей, спаси, укради». Но даже здесь авторы удивляют — разработчики постарались, и придумали каждому заказу свои небольшие истории, которые даже вариативны.
Но самое главное — именно заказы заставляют использовать большую часть арсенала игры. Только здесь будет полезен глушитель, и как никогда важны способности персонажи и внимательность игрока к поискам лёгкого пути к цели. Почти Hitman в миниатюре. Впрочем, никто не заставляет просто всех пострелять, но и награда, скорее всего, будет убогой.
Город и открытый мир
Открытый мир здесь не то что бы жив — симуляция жизни выглядит достоверной, пока в неё не начнешь тыкать палкой. Сразу в глаза бросаются практически полное отсутствие интеллекта у пешеходов и неотзывчивость мира на действия игрока. CD Projekt попытались повторить GTA, но приблизились дай Бог, к третьей части.
А вот сам город действительно впечатляет. У архитекторов есть претензии к урбанистике, но то, как выглядит город — просто фантастика. Пожалуй, это самый детализированный и впечатляющий город в играх на сегодняшний день. Архитектура, неон, огромные толпы и множество закоулков создают впечатление мегаполиса будущего. Добавить туда больше интерактива и нормальный искусственный интеллект — и получится загляденье.
Впрочем, скучать всё равно не придется: плотность событий у Cyberpunk 2077 одна из самых высоких среди игр в открытом мире, а вся карта испещрена различными маркерами.
Локализация
У Cyberpunk 2077 отличные тексты — для этой игры как никакой другой важен правильный перевод.
И тут есть две новости.
- Хорошая: игра полностью озвучена на русский язык, в ней много мата и в целом неплохой уровень перевода.
- Плохая: озвучка отвратна. На озвучение позвали далеких от актёрской игры звёзд вроде Ивлеевой, и это заставляет сворачиваться в трубочку уши. К тому же, в русской версии мат ради мата — в оригинале похабщины куда меньше.
Лучше всего играть с английской озвучкой и русскими субтитрами. Благо, сабы есть даже для радио.
Вердикт
Суммируя, Cyberpunk 2077 - игра феноменальных масштабов и творческого полёта. Мало кто готов прыгнуть так высоко, как попыталась CD Projekt. Да, в прыжке разработчики нехило обгадились: плохая оптимизация, баги, версии для старых консолей неиграбельны, а вырезанного контента очень уж много. Ну а многим механикам попросту не достаёт полировки.
Но даже так это яркая, душевная, сделанная вручную игра с невероятным саундтреком и графикой.
Можно винить руководство во всех бедах игры, но это палка о двух концах - те, кто форсировали разработку, также задавали вектор и выделяли на всё деньги. Cyberpunk 2077 прекрасна, но сейчас в неё слишком рано играть. Приходите через полгода или попозже: подождите, пока выйдут патчи и восстанавливающие контент DLC, а сами закупитесь новым железом. Игра CD Projekt RED - то блюдо, которое нужно есть только готовым.
P.S. Эта оценка не окончательна: когда разработчики закончат поддержку и приведут проект во вменяемый вид, появится новая.