Ты пишешь свою жизнь не словами. Ты пишешь ее поступками. Не важно то, о чем ты думаешь. Важно только то, что ты делаешь.
Это история о мальчике Коноре — слишком взрослом, чтобы быть ребёнком, и слишком маленьком, чтобы быть взрослым. Жизнь Конора полна боли. Его бросил отец, мать умирает от рака и вдобавок в школе избивают хулиганы. И когда жизнь мальчика становится почти невыносимой, к нему приходит он — обладающий тысячелетней мудростью, голосом Лиама Ниссона, и выдающейся деревянной задницей оживший антропоморфный тис. С помощью мудрого дерева Конору предстоит по-новому научиться смотреть на жизнь и на смерть.
Доверить экранизацию решили испанскому режиссёру Хуану Антонио Байоне, прослывшего репутацией подмастерья гениального Гильермо дель Торо. Байона как никто другой умеет рассказывать пронзительные в своей грусти истории (см. «Приют»), но в этот раз испанец переплюнул самого себя: «Голос монстра» — невероятно депрессивная, пропитанная смертью и тоской лента, способная заставить рыдать даже отпетого сухаря. При этом, ленту сложно уличить в манипуляции эмоциями зрителя — ему это и не нужно. Боль сына увядающей матери лежит в сердце повествования. Вокруг неё и неспособности мальчика отпустить единственного близкого человека строится грустная притча о принятии смерти.
Многие сравнивают «Голос монстра» с «Лабиринтом Фавна» упомянутого дель Торо, однако по духу и настроению картина ближе к Байоновскому же «Приюту». Вопреки рекламной кампании, фильм едва ли является грустной сказкой: в нём практически начисто отсутствуют развлекательный элемент и неожиданные повороты сценария. Даже хвалёные и действительно выдающиеся визуальные эффекты здесь направлены на повествование.
Устами чудища фильм рассказывает зрителю о том, что практически не бывает однозначно хороших и плохих людей, о необходимости веры, умению отпускать любимых и быть честным с самим собой. Из-за такого подхода картина едва ли затронет за душу каждого, однако сложно представить уходящего из кинозала зрителя с сухими глазами.
В ролях:
Льюис МакДугалл (Конор)
Льюис МакДугалл воплотил на экране Конора — рано повзрослевшего мальчика, столкнувшегося с одиночеством и смертью. Юный актёр сыграл настолько убедительно, что иной раз закрадываются сомнения — это лишь образ или парню пора обращаться к врачу?
Фелисити Джонс (мама Конора)
Медленно умирающую мать сыграла Фелисити Джонс, чей покерфейс мы устали видеть в «Изгое-один» и «Инферно». Однако в «Голосе монстра» Фелисити в кои-то веки воплотила пусть и несложную, но определённо достойную роль.
Сигурни Уивер (бабушка)
Сигурни «Рипли» Уивер в привычном для себя амплуа — в ипостаси строгой, но справедливой и мягкой внутри женщины, чья дочь сгорает буквально на глазах.
Лиам Нисон (Монстр)
Титульного персонажа озвучил невероятный актёр и просто человек большого достоинства Лиам Нисон, известный в качестве Квай-Гон Джина из «Скрытой угрозы» и Оскара Шиндлера из богоугодного «Списка Шиндлера». Помимо могучего создания, Нисон засветился на детской фотографии матери как её отец. Возможно это что-то значит. А может и нет.
Теории. Возможные объяснения.
HALT! Spoilers alert!
Если вы еще не посмотрели фильм — одумайтесь и не читайте содержимое этого блока: ниже следует раскрытие сюжетных деталей.
Мы вас предупреждали.
- Древний гигант и всё происходящее — следствие эскапизма находящегося в тяжёлом психическом состоянии ребёнка. О нём ему рассказала мать и показала сыну свои детские рисунки, взяв которые за основу, мозг Конора создал образ древнего и мудрого тиса, помогающего справиться с депрессией и разобраться в себе. На самом же деле древесного мудреца не существует и мальчику никто не помогал — путём ухода от реальности Конор сам справился со сложной для психики ситуацией.
- Разумный тис — дух, приходящий во снах. Его в детстве уже видела мать Конора, о чем свидетельствуют её детские рисунки, некоторые фразы («это дерево — наш друг»), и долгий взгляд на монстра в момент её ухода. Также в некоторых её словах чувствуется мудрость старого дерева, словно вложившего свою мораль в уста умирающей женщины. Мудрый тис существует, приходит во снах к попавшим в тяжелую ситуацию людям, и учит их выйти из неё.
Не смотря на непреодолимое желание заняться диванным психоанализом, мы больше склоняемся к той версии, в которой великан действительно существует. На это указывает гораздо большее количество фактов, и это лучше вписывается в общую концепцию произведения.
Впрочем, возможно вы рассудите иначе. Как бы там ни было, тема для обсуждения весьма благодатна, поэтому приглашаем делиться своим мнением в комментарии.
Прим.: мало того, что в России лента вышла почти полгода спустя после релиза в других странах, так еще и обласканный критиками и растрогавший обычных людей фильм был абсолютно проигнорирован Оскаровской комиссией. На церемонии вручения наград американской киноакадемии картина могла побороться как минимум за лучший адаптированный сценарий и визуальные эффекты, но в итоге не получила даже номинации.
Вердикт
Грустная притча о смерти и умении отпускать любимых.
Достоинства:
+Визуальные эффекты
+Истории Монстра
+Актёры
+Глубочайший сюжет
Недостатки:
-Отсутствует развлекательный элемент (кому-то покажется скучным)
-Скорее всего вы умрёте от печали