«Бархатная бензопила» Дэна Гилроя вышла неоднозначной. У фильма отличный стиль, именитые актёры и необычный посыл — но всё это разбивается о подачу.
Прикидываясь фильмом ужасов о демонах и хипстерах, «Бархатная бензопила» оказывается авторским высказыванием о вреде коммерциализации искусства.
Фильм как бы говорит зрителю: «Искусство создаётся для творца, продукт — для потребителя«. Авторам картины хотелось бы, чтобы за попыткой сделать из искусства продукт следовало кармическое возмездие, но итоговый смысл сводится к тому, что за нарушившим ход вещей придёт бабайка.
Гилрой и ко могли придумать тысячи способов, как передать свои взгляды зрителю, но они выбрали самый банальный. И, что иронично, трендовый.
Мистика «Пилы» работает лишь как маркетинговый инструмент: она служит оболочкой и продаёт фильм зрителю. Однако в данном случае оболочка не соответствует содержанию. Мистика здесь — откровенно лишний и опошляющий смысл сюжетный элемент.
Но если сюжет «Бархатной бензопилы» с неба звёзд не хватает, то стиль, чёрный юмор и Джейк Джилленхол — тащат.
Фильм умело высмеивает авторские ансталляции и всю художественную индустрию. Во всей этой тусовке почти нет положительных или запоминающихся персонажей, но персонаж Джилленхола достоин хотя бы упоминания.
Вердикт
"Бархатная бензопила" пытается выглядеть фильмом ужасов, и в этом её проблема - выбранный жанр не позволяет авторам донести свою мысль до зрителя.
Мистика лишь мешает сюжету - если повесить её функцию на, к примеру, маньяка, фильм только выиграет.